A+ A A-

Доклад на тему: Детство и юность М.Ю. Лермонтова

Шел 1814 год, русские войска возвращались из-за границы и вступали в опаленную пожаром Москву. Она, ликуя, встреча­ла победителей. В маленьком домике у Красных Ворот, в ночь на 3 октября 1814 года, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство этого мальчика. Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лер­монтова был небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним поня­тиям, неравным. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла его отца. На этой почве начались семейные распри.

Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы — в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта. Тарханы обогатили Лермонтова впечат­лениями, которые оказались важными для воспитания его харак­тера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красо­ту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта. Услышал и полюбил народные песни и предания о волж­ских разбойниках, а также о Стеньке Разине и Пугачеве.

В 1817 году умерла мать Лермонтова. Смутно помнил Лер­монтов ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку, и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, одна­ко, не думать об отце. В Москве, во время учения в Универси­тетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил отцу свои рисунки и стихи и доволен был, что они переходят в столь любимые руки... Бабушке это не нра­вилось. Для Лермонтова это была драма. В 1831 году, в год смерти отца, Лермонтов писал с горечью и мукой:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть...

Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, ч тобы он не чувствовал себя сиротой. У него в Тарханах было несколь­ко комнат в мезонине. В детской — изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик. Пол покрыт сук­ном — мальчик рисовал на нем цветными мелками. «Все ходили кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забав­лять его. Зимой устраивалась гора, на ней катали Мишеля. Свят­ками каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дво­ровых, плясали, пели, играли, кто во что горазд. Все, которые рядились и потешали Михаила Юрьевича, на время святок осво­бождались от урочной работы», — пишет П.А. Висковатый. Если случалось ему заболевать, то в «деловой» девушки освобожда­лись от работ и им приказывалось молиться Богу об исцелении молодого барина. В доме постоянно жили мальчики — сверстни­ки, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом. В летнее время рыли окопы и устраивали по­тешные бои на манер Петра I. Часами пропадали в лесу и на реч­ке. Во всех играх Лермонтов — командир, неистощимый на вы­думки. Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе.

Крестьяне из Тархан запомнили такой случай из детства Лермонтова: Вышел однажды Мишенька на балкон, а в селе- то избы по-черному топились. Он и спрашивает: «Почему дым через крыши идет? Я видал, как дым через трубы идет, а тут через крыши». Рассказали ему. Тут он пристал к бабушке: «У тебя кирпишна (кирпичный завод) своя, дай мужикам кирпи­чей на печки». Ну, бабка его любила. Мужикам кирпичей да­ли, сложили печки с трубами. До крестьян-то Мишенька доб­рый был.

Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, гео­графию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно. Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Однажды он вылепил це­лую сцену охоты на зайца, в другой раз изобразил битву Александра Македонского — там были многочисленные вои­ны, слоны, колесницы. А зимой ребята лепили фигуры из сне­га. Был у мальчиков и самодельный кукольный театр.

Уже тогда, в детские годы, Лермонтов полюбил скромную природу Тархан. Картины природы оживали в воображении ма­ленького Лермонтова и становились волшебными. «Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, ко­торые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее, будто рыцари, сопровождающие Армиду в замок, полные рев­ности и беспокойства», — писал он позднее. Уже в детстве про­явились особенности таланта Лермонтова — как бы погранич­ного между поэзией и живописью. Его образы почти всегда зрительные. Вот как он сам говорит об этом в автобиографиче­ских заметках: «Помню облако, которое небольшое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу: это гак живо передо мною, как будто вижу...».

Лермонтов был довольно болезненным мальчиком, и ба­бушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам. Малень­кий Лермонтов с нетерпением ждал этой поездки. Ожидания не обманули будущего поэта. На Горячих водах (так до 1830 года назывался Пятигорск) он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермон­тов присутствовал на празднике горцев, где слушал песни на­родного певца, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Здесь он впервые испытал чувство любви. Позднее, в 1830 г., он за­пишет об этом в дневнике: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейст­вом на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей».

В 1827 году бабушка повезла Мишу в Москву — она ре­шила поместить его в Университетский благородный панси­он, но прежде нанять ему учителей на год, чтобы он смог по­ступить сразу в четвертый класс. Почти каждую неделю бабушка устраивала детский бал. Вместе с семьей Мещери- новых (соседи и дальние родственники) Лермонтов побывал в Большом театре на комической опере «Князь-невидимка». После этого затеяли у Мещериновых делать дома кукольный театр — театр марионеток. Столяру был заказан корпус теат­ра — ящик, открытый сверху и спереди. Дети усердно об­клеили его золотой бумагой. А когда принялись за кукол — тут пригодился Мишин талант. Он лепил из воска головы, руки, ноги, а все остальное делалось из всякой мишуры, бу­маги, бусин, палочек, тряпок. Лермонтов же придумал не­сколько небольших пьес, взяв за основу «Детскую хрестома­тию» Арно Беркена.

Осенью 1828 года Лермонтов зачисляется полупансионе­ром в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гумани­тарное образование, которое пополняет самостоятельным чте­нием. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что по­эзия — его призвание. В эти годы испытывает влияние поэзии английского романтика — Байрона и пишет несколько «бай­ронических поэм» («Черкесы», «Кавказский пленник», «Кор­сар», «Преступник», «Олег», «Два брата»); в 1829 году заду­мывает поэму «Демон», над которой будет работать почти до конца жизни.

Осенью 1830 году поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Неудовлетворенность

Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессо­ров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832 году.

В 1830-1831 годах — вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсив­но: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движе­ния.

Но надо было продолжать образование, и Лермонтов рас­считывал сделать это в Петербургском университете, но ему пришлось бы начать с первого курса, поскольку время учебы в Московском университете ему как уволенному не засчитыва- лось. Он не захотел терять два года и круто изменил планы. 4 ноября 1832 года он поступил в Школу гвардейских подпра­порщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, «страшными». Но и в этих условиях Лермонтов тайком про­должает писать.

Вопросы по докладу:

1)   Когда и где родился М.Ю. Лермонтов?

2)       Как складывались взаимоотношения между родствен­никами в семье будущего поэта? Как это отражалось на маль­чике?

3)      Как проходило детство М.Ю. Лермонтова в имении ба­бушки, Тарханы?

4)      Почему бабушка несколько раз возила будущего поэта на Кавказ?

5)    Чем увлекался М.Ю. Лермонтов в детские годы?

6)        Где происходило дальнейшее обучение М.Ю. Лер­монтова?