A+ A A-

Сочинение ОГЭ по русскому языку 9 класс. Пунктуация достигла такого уровня развития

 

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Пунк­туация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Н.С. Валгина, современный лингвист, убеждена, что «пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интона­ции, ритма и стиля».

Действительно, многоплановость звучания слова в худо­жественном тексте приводит к синтаксической осложненно- сти, выражающейся в обилии обособленных оборотов речи, пояснений, уточнений, выделений.

Так, в предложении 36 («Наспех собраться, в коробку уложить на дно мягкую шаль, пересчитать — один, второй, трое, десять, двенадцать — все на месте! — и бегом, бегом, бережно неся неплотно прикрытую крышкой попискиваю­щую ношу...») именно пунктуация передает богатейшие от­тенки чувств и смысла: тире подчеркивает эмоциональную сторону речи: резкость, быструю смену событий, напряжен­ность ситуации. Вопреки всем правилам поставлен воскли­цательный знак в середине этого предложения, но он здесь уместен: мы словно слышим вздох облегчения мальчика, спешившего побыстрее отнести птенцов.

Действительно, наблюдение Н.С. Валгиной очень точно.

Вариант 2

Тончайшие оттенки смысла художественного текста не всегда могут быть выражены только лексически или син­таксически, поэтому пунктуацию можно с полным основа­нием назвать одним из ярких средств повышения вырази­тельности текста. Думаю, что именно это имела в виду лин­гвист Н.С. Валгина, утверждая, что «пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тон­чайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля».

Вот, к примеру, давняя постоянная функция точки — членить текст на отдельные предложения, указывая на их конец. Однако сегодня точка может разрывать предложение, выделяя по смыслу и интонационно важные слова в нем. Такой прием называется парцелляцией, и он использован автором текста в предложениях 53-54. Именно она под­черкнула чудесное превращение Антипки из «нечистика» в сильную и смелую птицу. Как видим, точка существенно повлияла на осмысление описываемых событий.

Обращает на себя внимание и предложение 37, в котором иллюзию движения создают не только имена существитель­ные, но и запятые, придающие ему определенную интона­цию и ритм.

Таким образом, могу сделать вывод, что высказывание лингвиста Н.С. Валгиной справедливо.

Вариант 3

Мы знаем, что не только художественные средства выра­зительности помогают автору текста передать эмоции, инто­нацию, нюансы смысла. С этой задачей также успешно справляются знаки препинания. Как метко заметила Н.С. Валгина, «пунктуация достигла такого уровня разви­тия, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля».

Интересные примеры к данному утверждению находим в рассказе О. Павловой.

Тире, употребленное в своей выделительной функции в предложении 43, обращает внимание читателя на то, что на самом деле происходило в душе Антипа, оказавшегося в сложной ситуации. Мальчик просто был на грани отчаяния.

А вот страх и смятение Вольки, сбитого с ног, переданы в предложениях 48 и 49 не только лексическим повтором («снимите»), но и восклицательными знаками. Он не кри­чит, а «верещит» от страха и неожиданности, призывая своих дружков помочь ему.

В самом деле, пунктуация помогает многое понять в ху­дожественном тексте.

 

Текст для работы

Антипка-феникс

(1)Антипка вжал голову в плечи, на лбу выступила ис­парина. (2)Он попятился к парте, судорожно пытаясь нащу­пать стоявшую на ней коробку. (З)Если бы только можно было сейчас воспламениться на этом самом месте, и охва- титься огнем вмиг, с головой, и заполыхать, и сгореть, как полыхал тот стог заготовленного дедом сена, что подожгли мальчишки!..

,(4)И пусть бы огнем схватилась и доска, и целый класс, и стоявший в проеме двери человек, и вся эта школа!..

(5)Когда в шестой «Б» пришел Воля Горелов, Антипка не мог себе представить, какое испытание его ждет. (б)Волькины родители брали мясо птицы у деревенских, сдавали его знакомому директору магазина в ближайшем городе, а выручкой, истинный размер которой никогда ни­кому не был известен, делились нехотя, словно давали в долг. (7)Гореловы кур на продажу выбирали важно, осозна­вая, в какой зависимости от их выбора находятся многие сельчане.

(8)Антипке и деду хватало их небольшого хозяйства. (9)До поры, пока в конце учебного года завуч школы не объявила о том, что летом есть возможность отправить ре­бят на экскурсию за полцены в столицу...

(10)Дед увязал в мешок все до единой птицы и отправил­ся к Гореловым. (11)Первым из мешка напоказ был вынут старый петух с вылинявшими редкими перьями.

Старший Горелов поднял брови:

—  Да ты, дед, выжил из ума такого старого петуха держать! (14)Вот снесет он мне спорышка-Антипку, нечисти на дворе еще не хватало!

(15)Ходило по деревне поверье, что старый петух может снести яйцо — «спорышок», из которого выведется нечис­тая сила, обратится цыпленком, исполнит желания хозяина, а потом заберет его душу. (16)Старухи говорили, что зовется такой нечистик Антипкой.

Понять, зачем именно сейчас нужно было ожить это­му предрассудку, дед не успел, потому что тут же загыгы- кал, загоготал в голос Волька, повторяя: «Спорышок-Антип­ка! Внук евоный! Антипка-спорышок!»

Дед     ринулся к Вольке, схватил его за ухо сухонькой, но сильной еще рукой и отшвырнул с дороги...

Вернулся домой дед только через несколько часов:

—        Учительница сказала, что деньги мы позже можем отдать, не пропустишь ты поездку, внучок! (21)Через месяц, как вылупятся цыплята, отнесешь их ей, хоть так спасибо за добро скажем...

С тяжелым предчувствием взял Антипка из рук деда мешок...

Авторитет Вольки среди мальчишек деревни был не­пререкаем. (24)И тот, с кем не водился он, становился изго­ем для всех деревенских ребят. (25)Скоро простые насмешки над «спорышком» наскучили, и Горелов предложил: «Не­чистая сила во дворе у деда бродит, только он все не верит, а давайте мы ему зенки-то раскроем!»

(26)Они подожгли сено... (27)Дед молча сбивал фуфайкой огонь, пока Антипка рыдал в голос: за что?

(28)— Спорышок, ты слышишь? (29)Понесешь цыплят — скараулим да головы им свернем, — прокричал кто-то за за­бором.

(ЗО)Антипка плохо спал в ту ночь: уснуть мешала горь­кая обида. (31)Но страшнее всего была не она. (32)3автра предстояло донести окольными тропками до деревенского сада, потом до дверей школы, а затем и до кабинета учи­тельницы дюжину цыплят, маленьких, теплых, ни в чем не виноватых... (ЗЗ)Как же Волька узнал про них?..

Мальчик ворочался несколько часов и, измученный, уснул под утро.

«Проспал!»    — первое, что мелькнуло в голове, когда он открыл глаза.

Наспех собраться, в коробку уложить на дно мягкую шаль, пересчитать — один, второй, трое, десять, двена­дцать — все на месте! — и бегом, бегом, бережно неся не­плотно прикрытую крышкой попискивающую ношу... (37)Сад, школа, поворот коридора, заветная дверь... (38)Где, где же она, где же ты, учительница, миленькая?

(39)3апыхавшись, он осторожненько поставил на парту коробку и вздрогнул, услышав, как скрипнула дверь. (40)Антипка обернулся.

(41)На пороге, зловеще ухмыляясь, стоял Волька.

(42)«Душа человека живет вечно», — однажды сказал Антипке его дед, но только сейчас стало понятно: дед был не прав. (43)Потому что именно сейчас — и осознание было внезапным и ясным — охваченная диким ужасом, душа Ан- типки умерла. (44)Но немая мольба о пламени, нужном, чтобы покончить со всем здесь и сейчас, улетела в небо над утренней деревней и достигла цели.

(45)Умерла, сгорела в огне отчаяния душа спорышка, но в этом же пламени возродилась новым, пока незнакомым ему существом. (46)Антипка сжал кулаки и кинулся на Вольку как дикая птица, защищающая свой выводок, свое будущее, сбил, и тот выпал в коридор к ногам дружков. (47)Волька перепуганно, совсем как девчонка, заверещал:

(48)— Снимите! (49)Снимите спорышка с меня!

Антипка встал, отряхнулся и сказал в пол, не под­нимая глаз на одноклассников:

—   Кто к птенцам подойдет, тому несдобровать.

Он не видел, что и притихший класс, в ногах которо­го лежал его хнычущий вожак, тоже не мог поднять на него глаз. (53)А кто посмел бы, тот увидел бы, как рассветное солнце, горизонтально стелившее свои лучи, обняло Антип- ку и огнем вычертило в проеме двери его вытянутый в стру­ну силуэт.

Силуэт не птенца-нечистика, а сильной, новой, большой и бесстрашной птицы.

— Меня зовут Антип, — громко и спокойно сказал он.

Медленно  развернулся и твердыми шагами пошел к столу с цыплятами.

Ребята поднимали глаза ему вслед и зажмуривались: лучи солнца, сходившиеся за спиной Антипа и поглощав­шие его фигуру, слепили их...

(По О. Павловой )