A+ A A-

Сочинение 15.1 ОГЭ. В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами...

Задание         

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «В син­таксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и по­стигаемого человеком мира». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Я понимаю высказывание лингвиста Н.С. Валгиной сле­дующим образом: в художественном произведении синтак­сис выполняет не только коммуникативную функцию. Вме­сте с другими приемами языковых средств выразительности он участвует в создании художественных образов, в переда­че отношения к изображаемой действительности.

То, что утверждение лингвиста верно, легко доказать, обратившись за примерами к рассказу В. Солоухина. Между членами предложения обязательно присутствует синтакси­ческая связь, которая отражает то, как они соотносятся друг с другом. Так, например, в управлении главное слово (глагол в обоих последующих примерах) требует постановки зависимого существительного в определенном падеже: «по­ложили яйца» (предл. 45), «ударить человека» (предл. 57).

Изменение же обычного порядка слов в предложении обычно используется с целью усиления выразительности ре­чи. Подобную инверсию мы находим в предложении 58. Этот синтаксический прием помогает читателю понять, что злость и обида рассказчика действительно исчезли.

Приведенные примеры доказывают правоту ученого Н.С. Валгиной.

Вариант 2

Валгиной Н.С. принадлежит мысль о том, что «в синтак­сисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и по­стигаемого человеком мира».

Поразмышляем над этим утверждением. Что в речи от­вечает за сообщение законченного высказывания? Предло­жение как одна из основных единиц синтаксиса. И в самом предложении взаимосвязи, ключевые для понимания смыс­ла текста, передают синтаксические структуры.

Найдем примеры, подтверждающие эту мысль, в тексте В. Солоухина. Однородные конструкции в предложении 26 передают желание рассказчика вспомнить всю глубину на­несенной обиды, и ему это удается: в следующем сложно­подчиненном предложении однородные изъяснительные придаточные помогают представить, с какой силой просну­лось в мальчике злое чувство.

Следовательно, синтаксис текста может передавать допол­нительную смысловую и эмоциональную информацию. Ис­тинность утверждения лингвиста Н.С. Валгиной доказана.

Вариант 3

Ученый Н.С. Валгина утверждала, что «в синтаксисе пе­редаются связи и отношения между понятиями, предмета­ми, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира». Действительно, возникновение синтаксиса было связано с потребностью людей организовать свою речь таким образом, чтобы максимально точно передавать ин­формацию.

Давайте в тексте В. Солоухина найдем примеры, иллю­стрирующие эту мысль.

Например, словосочетание в предложении, хотя и не яв­ляется законченным сообщением, всегда заключает в себе какую-то информацию. Так, в предложении 2 мы встречаем словосочетания, в которых описываются свойства называе­мого предмета: «гибкий прут», «тяжелый шарик».

А основная функция предложения — коммуникативная. В повествовательных предложениях содержится сообщение о событии (предл. 1, 2, 3), вопросительные служат для вы­ражения вопроса (предл. 34, 56), восклицательные передают различные эмоции и состояния (предл. 20, 32).

Таким образом, с помощью суждений и умозаключений о мире вещей, оформленных в предложения, передается от­ношение к этому миру. Высказывание Н.С. Валгиной верно.

 

Текст для работы

(1)0днажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик — кто дальше.

(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убе­гает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слезы от самой маленькой обиды.

(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, под­крался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз непо­вадно было.

(Ю)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда все забудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (ІЗ)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»

(15)В урочный день и час, на большой перемене, я подо­шел к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.

—  (17)Да уж... (18)Я знаю, ты драться начнешь. (19)Отплачивать.

—  (20)Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжем теп­линку.

(22)Между тем положение мое осложнилось. (23)Одно де­ло — нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело — весь этот раз­говор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.

(26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспом­нить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так все точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)3начит, я накалился и готов к отмщению.

(29)На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент. (ЗО)Как раз Витька, шедший впереди ме­ня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы еще больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.

—   (32)Смотри, смотри! — закричал Витька, показывая на круглую норку. — (ЗЗ)Шмель оттуда вылетел, я сам ви­дел. (34)Давай раскопаем? (Зб)Может, там меду полно.

(36)     «Ну ладно, эту норку мы раскопаем, — решил я, — потом уж я с тобой разделаюсь!»

(37)     На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, потому что у него глазищи по чайному блюдечку.

—    (39)Айда за солью! — предложил Витька. — (40)Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

(42)     А  я думал, лелея по-прежнему свой злодейский за­мысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищу­чу в лесу!»

(43)     Мы принесли соль и два куриных яйца.

—   (44)Теперь давай ямку копать.

(45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засы­пали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем до­мой, и тут я буду должен... (47)Что бы еще такое придумать, так не хочется идти домой...

— (48)Бежим на речку, — говорю я Витьке. — (49)Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьем холодненькой.

(51)Ну вот, мы и попили, и увдылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идет вперед. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!

(56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто — ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.

(58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что- нибудь интересное придумает.

(61)Ладно! (62)Если он еще раз стукнет меня между ло­паток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь — ладно.

(64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.

(По В. Солоухину)