A+ A A-

Сочинение 15.1 9 класс ОГЭ. Читатель проникает в мир образов художественного произведения через;его речевую ткань

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания современного лингвиста М.Н. Кожиной: «Чита­тель проникает в мир образов художественного произведе­ния через;его речевую ткань». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

По мнению лингвиста М.Н. Кожиной, «читатель прони­кает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

Я понимаю это высказывание так: языковые средства выразительности пробуждают образное мышление каждого из нас, помогают ярче представить содержание текста, глубже понять его.

Убедимся в правильности этого высказывания на приме­рах из текста О. Павловой.

Например, в предложении 5 сравнительный оборот «точ­но ребенок, наблюдающий за мерным качанием подвешен­ных над его люлькой игрушек» и олицетворение «город по­степенно прикрывал глаза, устававшие к ночи любоваться этим вальсом» наглядно, ярко помогают представить засы­панный снегом вечерний город. Эти образы не случайны: мы видим окружающий мир глазами ребенка с богатым вооб­ражением, развитой фантазией.

Действительно, речевая ткань художественного текста помогает ясно представить изображаемое, вызвать различ­ные чувства, эмоции.

Вариант 2

«Читатель проникает в мир образов художественного про­изведения через его речевую ткань», — уверена лингвист М.Н. Кожина. В самом деле, если в обычной речи слово об­ладает способностью передавать понятие или представление, то в художественном тексте выбор слов рисует зримый образ.

Обратимся за доказательствами к тексту О. Павловой.

Например, представить город после сильного снегопада по­могают эпитеты «смиренный и преображенный» (предложение 27). А как точен образ заснеженных домов, переданный срав­нением «как рождественские куличи... в белой глазури»!

Известные слова в данном тексте преобразились в яркие художественные образы, пробуждающие фантазию читателя и помогающие ему лучше понять смысл прочитанного.

Действительно, ключ к пониманию содержания текста — в его форме.

Вариант 3

Современному лингвисту М.Н. Кожиной принадлежит высказывание: «Читатель проникает в мир образов художе­ственного произведения через его речевую ткань».

В самом деле, разноуровневые средства языка и речи в определенном контексте активно воздействуют на воображе­ние читателя, помогая ему понять характеры героев, собы­тия, авторское отношение к ним.

Обратимся за примерами к тексту О. Павловой. Вопроси­тельные предложения 35-38 помогают легко представить любознательного и наблюдательного мальчишку, которому все интересно в окружающем мире, причем многоточие по­сле предложения 38 помогает понять, что подобные вопросы были просто неисчерпаемы. Поэтому неудивительно, что мальчик «был королем дворовых историй». Это сравнение подчеркивает абсолютное превосходство мальчика как рас­сказчика, признанное его друзьями.

Действительно, речевая ткань текста помогает глубже понять изображаемое.

Вариант 4

Отражение в языке текста образного мышления писателя стимулирует образную мысль читателя, помогает лучше по­нять смысл прочитанного.

Так, читая текст О. Павловой, мы понимаем, как повезло мальчику с отцом: сравнение в предложении 31 («словно читал книгу на иностранном языке») помогает представить, насколько глубоки были знания отца о природе и ее обита­телях и как интересно он мог рассказать об этом сыну.

Безусловно, роль такого общения очень велика, и это пе­редано развернутой метафорой в предложении 42: «...лишь увесистое ожерелье из неповторимых, на всю катушку про­житых дней детства может стать достойным оберегом от взросления».

А о том, как важно сохранить в себе детское, радостное и, наверное, самое правильное восприятие жизни, свиде­тельствует парцелляция (предл. 42-44).

Поэтому считаю справедливым утверждение лингвиста М.Н. Кожиной о том, что «читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

 

Текст для работы

(1) Я хорошо помню свою первую в жизни двойку.

(2) Маленький   город, где мы жили, уместился в объятьях синих сопок на окраине тайги. (З)Суровый климат приводил к нам удивительно снежные зимы. (4)Первые сильные сне­гопады приходили чинно, без суетной метелицы-лисы, мед­ленно заводили над горизонтом серые, тяжелые полы своих кафтанов и укрывали нас тишиной степенно вальсирующих холодных пушинок.

(5)Точно ребенок, наблюдающий за мерным качанием подвешенных над его люлькой игрушек, город постепенно прикрывал глаза, устававшие к ночи любоваться этим валь­сом. (6)Убаюканный, он засыпал, а снег заботливо подтыкал под его бока свое мерцающее одеяло.

(7)Мы с отцом поздним вечером стояли у окна, зачаро­ванные первым снегопадом. (8)В домах напротив погасли почти все окна, и я думал: хоть перед одним из них стоят ли сейчас такие же двое? {9)Кто-то еще из отцов моих дво­ровых друзей отменил сегодня правило вовремя ложиться спать? (Ю)Хоть один из этих выросших мальчишек еще помнит, что нельзя пропускать ночь первого снега?

(11)Я, третьеклашка, всматривался в окна и с замирани­ем надеялся, что только мне одному из всех моих друзей была подарена эта вольность. (12)Первый снег — это старт мальчишеской охоты за зимними приключениями, время собирать бесценные трофеи рассказов и баек, которыми хва­стаешься потом наперебой до самой весны. (13)Проспать его означало дать непростительно щедрую фору соперникам.

(14)  — Дождались!

(15) Я  с удивлением посмотрел на прервавшего мои раз­мышления отца. (Хб)Улыбаясь, словно в предвкушении че- го-то очень хорошего, он обнял меня за плечи:

(17) — Завтра с утра первым делом на лыжи — ив лес.

(18)  Внутри  меня на секунду все обмерло: не послыша­лось ли?

(19)  — На лыжи!? (20)В лес?! (21)Правда?!

(22) И  тут же сердце опустилось в пятки:

(23) — Пап, но я ведь пропущу урок физкультуры...

(24) — Пусть он идет, твой урок, мы не будем ему ме­шать! (25)Первый снег, сына! (26)А сейчас побежали спать, а то утром мама нас не добудится...

(27)Смиренным и преображенным встречал город новое утро. (28)Снег сгладил все углы, и редкие пятиэтажки и стайки деревянных домов, как рождественские куличи, стояли в белоснежной глазури, а череда сугробов уводила туда, где во всей своей могучей и строгой красоте развора­чивалась таежная зима, — в лес.

(29) Увидеть его после первого снегопада первым из всей школы — не было счастья больше.

(30) Увидеть его глазами отца — не было интереса сильнее.

(31) Он раскрывал мне лес, словно читал вслух книгу на иностранном языке, и не было ее увлекательнее. (32)Одному ему заметные знаки превращались в истории хозяев таежно­го мира. (ЗЗ)Зайцы и барсуки обнаруживали себя перекре­стьями следов, тетерева одним лишь нам передавали приве­ты бусинками оброненной рябины. (34)Я шел вслед за папой по лыжне, и каждз£ сотня метров собирала в мою копилку знаний десятки бесценных открытий. (35)3а что глухаря на­звали глухарем? (Зб)Кто оставил полоски на спине бурунду­ка? (37)Как отличить ель от пихты? (38)3ачем зимой лось сбрасывает рога и кто еще, кроме мишек, зимует под сне­гом?..

(39)Декабрь, январь, февраль...

(40) Я   был королем дворовых историй все три месяца той

(41) Мальчишки слушали меня, не скрывая восхищения. (42)Мы еще мало знали о жизни, но интуитивно — жадны­ми умами — догадывались: лишь увесистое ожерелье из не­повторимых, на всю катушку прожитых дней детства может стать достойным оберегом от взросления.

(43) Которого чудом избежал мой отец.

(44) И которое не пощадило мою учительницу, влепив­шую мне за пропуск физкультуры размашистую двойку.

(45) Мою   первую, самую ценную, самую отличную двойку в жизни.

(По О. Павловой )