Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Вариант 1
По мнению филолога Л.В. Успенского, «один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Трудно не согласиться с автором высказывания. Лексика в самом деле называет предметы, явления, действия, чувства, а грамматика дает возможность объединить слова, чтобы выразить законченную мысль.
Например, представить мир Алькиной фантазии помогает всего лишь одно многозначное слово: страны у него «сказочные», то есть существующие в сказке, нереальные. Однако только грамматическая конструкция сложного предложения 1 с разными видами связи воссоздает суть этой сказочности: придаточные изъяснительные части в сложноподчиненных предложениях, поясняя сказуемые в главных, помогают читателю понять, почему у мальчика береза превращается в лошадь, а сам он — в великана.
Следовательно, в речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: благодаря грамматике слова определенным образом связываются в предложения, суждения, в результате чего каждому становится понятен смысл сказанного.
Вариант 2
«Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение», — писал филолог Л.В. Успенский.
Да, лексика и грамматика — две стороны одной медали — нашей речи. Важно не только употребить нужное слово, но и построить предложение так, чтобы сила воздействия этого слова увеличилась многократно. Как это можно увидеть в тексте В. Крапивина?
Матвей Сергеевич по отношению к березе употребляет не простое «рубить^, а возвышенное «губить» (предл. 65). О чем это говорит? Конечно, о том, что он понимает чувства мальчика и разделяет их. И такое лексическое явление, как контекстные синонимы, помогло и нам почувствовать в дереве живую душу.
Но только ли слова могут воздействовать на читателя? «А березу твою — под корешок», — цинично заявляет «дяденька». Здесь автор употребил такую синтаксическую конструкцию, как неполное предложение. Пропуск сказуемого делает предложение более экспрессивным: в данном случае он подчеркивает злорадство и жестокость Касюкова.
Таким образом, умелое использование лексики и грамматики помогло автору донести до читателя свой замысел, показать отношение к героям рассказа.
Вариант 3
«Один словарный состав без грамматики, — считал филолог Л.В. Успенский, — еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
В самом деле, лексическое значение слова помогает понять, о чем идет речь, а грамматика позволяет связать между собою слова, чтобы выразить мысль о предмете, действии, признаке.
Так, употребляя в своей речи просторечные контекстные синонимы «дубина» и «балбес» (предл. 48, 51), Матвей Сергеевич дает точную характеристику парню, который ради собственной потехи заставил малыша тащить тяжеленную рейку.
А вот сочинительный союз «и» в предложении 49 («...с практики... отошлю и в техникум напишу») соединяет однородные члены предложения. Они отражают последовательность тех действий, которые намерен совершить этот мужчина в отношении своего бессовестного напарника.
Все сказанное позволяет утверждать, что лексические и грамматические явления в тексте помогают увидеть то, что хотел сказать автор.
Следовательно, филолог Л.В. Успенский прав.
Текст для работы
(I) Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит ее зеленая грива и выходит конь на простор и несет Альку по сказочным странам.
(3) Было все хорошо, но вдруг нависла над Зеленой Гривой беда.
(4) Подошел как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нес длинную тяжелую рейку с белыми и черными отметинами.
(6) Парень спросил:
(7) — Березу объезжаешь, значит?
(8) — Нет, — тихо сказал Алька. (9)— Это я играю.
(Ю)Парень закурил и лениво сообщил:
(II) — Ну, скоро твоей игре конец!
(12) — Почему? — спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.
(13) Тот охотно объяснил:
(14) — Здесь мост через овраг построят. (15)А березу твою — под корешок.
(16) — Дяденька, не надо, она же красивая! — крикнул Алька и прыгнул на землю.
(17) — Ха! (18)Не надо! (19)А мост?
(20)— А если в другом месте сделать мост? — попросил Алька. (21)— Тут везде места много, чтобы его построить.
(22) Он двумя руками держал Зеленую Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.
(23) Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил:
(24)— Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждет на той стороне.
(26) Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.
(27) — Слушай, малек, давай заключать догрвор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?
(29) Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зеленой Гривы!
(30) — Хватай и двигай вперед, — ухмыляясь, велел парень.
(31) Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил ее и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался:
— Ползешь, пацан?
Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (Зб)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зеленую Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?
(37) Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.
(38) — Ты откуда, малец? — услышал он густой голос. (39)— Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?
(43) Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним.
(44) — А ну, Касюков, — негромко сказал мужчина, — отвечай, ты что это с ребенком делаешь?
(45) — А что, Матвей Сергеевич, — все еще улыбаясь, без зазрения совести начал парень, — трудовое воспитание.
(46) На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.
(47) — Вот возьму я эту рейку, — тихо сказал он, — и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чертовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?
(52) — Он сказал... березу срубят... если не понесу, — прошептал Алька.
(53) — Березу?
(54) — Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост... (57)Дяденька, правда срубят?
(58) Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.
(59) — Твоя, что ли, береза-то? — поинтересовался он.
(60) — Моя... (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (бЗ)Правда срубят? — снова со страхом спросил он.
(64)— Нет, — сказал Матвей Сергеевич. (65)— Чего же дерево губить?
(66) Он обнял Альку и прижал к себе.
(67) — Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.
(По В. Крапивину )